Почему прекращается поддержка Flash Player: полный разбор - Administration - Invision Community Jump to content

Russian support for Invision Community

TacTics
TacTics

Почему прекращается поддержка Flash Player: полный разбор

На закате одной из самых значимых для интернета технологий вспомним о том, что представляет собой Flash Player, за что он отвечал, почему возникли вопросы к его безопасности и как в итоге сложилась нелегкая судьба программы.

История Flash Player

Flash в своем изначальном проявлении – это программа для изображения векторной графики, разработанная компанией FutureWave. Тогда создатели приложения быстро смекнули, что векторная анимация в лице Flash может составить конкуренцию популярной на тот момент программе Macromedia’s Shockwave Player, и добавили в свой продукт схожую функциональность.

Но Macromedia в итоге выкупила программу и провела ребрендинг. Затем добавила в нее много новых возможностей. В частности, скрипты, позволившие превратить Flash из проигрывателя забавных анимаций в полноценный инструмент для разработки приложений.

Популярность Flash вознеслась до небес. Тысячи игр, мини-приложений и роликов в сети были созданы благодаря этой технологии. В 2005 году программу приобрела компания Adobe и внедрила в нее еще одну порцию новшеств: поддержку 3D-графики и более широкие возможности по настройке скриптов.

В 2008 Adobe попыталась превратить Flash в новый продукт с названием Adobe AIR, но тут же столкнулась с целой серией проблем, сорвавших грандиозные планы компании. Появились серьезные конкуренты и не менее серьезные проблемы, связанные с безопасностью Flash.

Что убило Flash?

Процесс «умирания» Flash начался давно. Он длится уже 12 лет и вот-вот должен закончиться. По информации от Adobe, великое событие случится 31 декабря 2020 года. В этот день разработчики окончательно откажутся от обновления и поддержки своего детища. Примерно в это же время от поддержки Flash окончательно избавятся популярные браузеры, что и станет последним гвоздем в крышке гроба печально известного продукта.

Так что же произошло? Почему Flash так не взлюбили? Почему технология, сумевшая стать одной из самых быстро растущих в интернете, в скором времени уйдет на покой? Да еще и под ликование всех, кто как-то связан с интернетом (кроме компании Adobe, конечно).

Убийство Flash было спланировано давно. И киллеров было сразу несколько. Первый появился еще на заре успеха технологии, второй пришел неожиданно в 2007 году вместе с новым поколением устройств (смартфонами с емкостными сенсорными экранами). Третий появился чуть позже и стал главным конкурентом Flash.

Flash небезопасен

Когда браузер загружает флэш-файл, Flash запускает собственный процесс с отдельным контейнером памяти внутри браузерного приложения. Злоумышленники этим активно пользовались, постоянно отыскивая новые способы добраться до блоков памяти и получить контроль над системой целиком (не только браузером, да). В связи с этим пользователи все чаще начали задаваться вопросом: «А безопасно ли использовать Flash?».

И таких уязвимостей во Flash было так много, что ни сама Adobe, ни другие причастные корпорации не поспевали с выпуском обновлений. Раз за разом технологические гиганты выпускали патчи, закрывающие критические дыры в безопасности приложения, но это помогало лишь на время.

Механизм работы Flash в целом не соответствовал стандартам безопасности в сети. Сдерживать катастрофу стало невыносимым, поэтому Adobe решила избавиться от него, сохранив только часть функциональности в другом своем продукте – AIR. Это был первый гвоздь.

Стив Джобс не любил Flash

У технологии Флэш был именитый ненавистник, повлиявший на судьбу детища Adobe. Основатель компании Apple резко высказывался против Flash и не скрывал нелюбви к проекту Adobe.

 

stevejobs.jpg

 

В 2007 году Apple анонсировала выход революционного смартфона с емкостным экраном на базе фирменной операционной системы. Тогда же Джобс заявил, что iOS никогда не получит поддержку Flash (так и вышло).

Apple не хотела видеть Флэш в iOS сразу по трем причинам:

  1. Обилие брешей в безопасности программы.
  2. Нежелание зависеть от продуктов сторонних разработчиков.
  3. Потенциальное избыточное потребление энергии.

Мобильный браузинг становился все популярнее, а Apple играла в его развитии значимую роль. Поэтому отказ компании Джобса от Flash оказал заметное влияние на его популярность. К тому же Apple способствовала появлению новых альтернативных технологий, чем снизила шансы продукта Adobe на выживание.

На дворе был HTML5

К моменту «заката» Flash в активной разработке находился проект HTML5. Он частично разрабатывался как альтернатива Флэш для проигрывания видео в браузерах без использования плагинов от сторонних разработчиков.

В комбинации с CSS, JavaScript, OpenGL и другими веб-технологиями HTML5 быстро превратился в полноценную альтернативу Flash. Его хватало, чтобы выполнять те же задачи, которые раньше возлагались на плечи Флэш. Встроенные решения оказались безопаснее, шустрее и удобнее в разработке, чем то, что использовалось ранее, поэтому продукт Adobe быстро отошел на второй план. К тому же разработчики браузеров поддерживали повсеместное внедрение HTML5.

Можно ли использовать Flash без риска для компьютера?

Без риска не получится. Как я уже сказал выше, угроза безопасности лежит чуть ли не в основе кода Флэш. Чтобы этот продукт перестал быть зияющей дырой в безопасности, нужно переписывать его с нуля, но в этом нет никакого смысла, ведь появились аналоги на голову выше качеством. Если не хочется становиться жертвой злоумышленников и вирусов, надо шагать вместе с прогрессом, отказавшись от устаревшего и небезопасного ПО.

Flash пока работает. То, что произойдет 31 числа – завершение активной стадии разработки. Adobe прекратит поддержку и развитие своего рассадника цифровой заразы, но контент на его базе будет жить еще какое-то время. Браузеры потихоньку отключают плагин окончательно, блокируя возможность подключить его заново.

Что случится с интернетом, когда Flash наконец-то «умрет»?

Ничего радикального. Давайте на чистоту – часто ли вы видите сайты, требующие для работы Флэш? Сейчас даже самые захудалые видеохостинги с пиратскими фильмами работают на базе HTML5 с JavaScript и не требуют установки дополнительного ПО для работы.

 

flashplayerscam.jpg

 

Так что в масштабах интернета не произойдет ничего страшного. Я бы даже сказал, едва ли кто-то заметит отсутствие устаревшего плагина. А если и заметит, то не особо от этого пострадает.

Но это опять же при размышлении в глобальном плане. Мы не можем исключать тех, кто все еще зависит от продукта Adobe, причем с обеих сторон. И со стороны тех, кто потреблял Flash-контент, и со стороны тех, кто его создавал.

Что делать пользователям?

Если вы оказались среди зависимых от устаревших расширений Adobe (играете в старые браузерные игры, к примеру), то есть несколько путей облегчить ситуацию.

  1. Отказаться наконец-то от Flash-игр в пользу современных альтернатив на базе новых технологий.
  2. Сменить привычный видеохостинг на более современный.
  3. Запускать Flash-контент локально, не подключаясь к сети и не используя подозрительные сайты.
  4. Дождаться, пока разработчики любимых сайтов переведут свои проекты на новое «шасси» в виде JS и HTML.

Все 4 варианта должны спасти вас от мук расставания с Flash. Благо интернет за последние 10 лет изменился и адаптировался под грядущие похороны Флэш.

Что делать разработчикам и администраторам сайтов?

Выучить наконец-то теги HTML5 и освоить в полной мере возможности JavaScript, чтобы вытащить сайт из 2010 года. Да, разработка на Flash была простой и удобной, но другие технологии незначительно сложнее.

В крайнем случае можно обратиться за помощью к веб-дизайнерам, занимающимся созданием онлайн-ресурсов под ключ. Все, что у вас написано на Flash, они перепишут, используя «нормальные» инструменты.

Замена Adobe Flash Player

Решившись наконец-то отказаться от разработки Adobe, вам стоит изучить доступные альтернативы.

  • Для проигрывания медиа. Мы уже выяснили, что HTML5 неплохо справляется с ролью Флэш. В первую очередь это касается проигрывания видео- и аудиоматериалов. Для этого используются теги.
  • Для векторной графики и анимации. За векторную графику сейчас отвечает SVG. Это формат, позволяющий адаптировать изображение под любое разрешение. При использовании вкупе с JavaScript и CSS, SVG-изображения можно анимировать. Такой подход не нагружает процессор и полностью безопасен.
  • Для взаимодействия с пользователем. Все, что можно реализовать во Флэш, реализуется в стеке технологий HTML5, CSS и JavaScript. С помощью них можно создавать мини-приложения для взаимодействия с посетителями сайта.

А можно оставить Flash?

Крайне нежелательно, но можно. Ведь компания не сможет уничтожить весь существующий контент или запретить его воспроизводить.

Запрещать будут браузеры и программы, так или иначе связанные с Flash. Поэтому обойти такие ограничения можно, и это не так уж сложно по большому счету.

Вот, что можно предложить луддитам (людям, ненавидящим прогресс):

  1. Оставить старый браузер и не устанавливать патчи, блокирующие Флэш.
  2. Загрузить браузер в духе Waterfox или Pale Moon, разработчики которых принципиально не блокируют Flash Player и не планируют этого делать, пока в сети есть соответствующий контент.
  3. Установить утилиту AIR Helper от самой Adobe.
  4. Использовать ПО на базе Adobe AIR.

Но такие методы стоит использовать на свой страх и риск. Flash небезопасен, и я не рекомендую использовать его в 2020 году. Весь мир отказывается от него не просто так.



User Feedback

Recommended Comments



Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...

Important Information

Privacy Policy We have placed cookies on your device to help make this website better. You can adjust your cookie settings, otherwise we'll assume you're okay to continue.